Мам, можно я завтра в школу не пойду? 04.10.2023

Оксана Борисовна Семенова, эксперт в медиапространстве школы 338 по психологическому комфорту, рассказала о причинах потери мотивации к учебе и что с этим делать.

Сентябрь — пожалуй, самый позитивный месяц учебного года. Это радость встречи с одноклассниками и любимыми учителями, рассказы о летних приключениях, первые школьные мероприятия. И вот сентябрь подошел к концу, и радостных эмоций все меньше и меньше. А на смену им пришли эмоциональные переживания. Что произошло?

Начнем с самых младших школьников. Вспомним, какие психические процессы должны быть развиты к возрасту поступления в школу и что влияет на успешную адаптацию первоклассников.

Для более точного понимания развития детей обратимся к великому педагогу и психологу Д.Б. Эльконину, который разработал периодизацию психического развития в онтогенезе.

Каждый возрастной период характеризуется появлением кризиса, новообразованием возраста и ведущей деятельностью.

К первому классу у детей развивается произвольность, самоконтроль и рефлексия. Ведущей деятельностью является обучение, а не ролевая игра, как в дошкольном возрасте. Дети способны следовать правилам и выполнять инструкции взрослого, умеют контролировать свое поведение и успешно организуют свою деятельность. На первый план выходит обучение и слово «надо», а не «хочу». Совершенствуется познавательное развитие. Младший школьник на всем протяжении обучения в начальной школе подчинен познавательным и учебным мотивам.

У подростков ситуация развития меняется в сторону общения со сверстниками и обучение уходит на второй план. Очень часто в этом возрастном периоде ребята пытаются реализовать себя в среде сверстников, закрепиться в социуме. Подростковый возраст называют периодом бунтарства и периодом становлением личности. Дети начинают проявлять негативизм и доказывают свою взрослость. Эмоциональная нестабильность сменяется периодами спокойствия и умиротворения, сказывается гормональная перестройка. Подростки начинают интересоваться собственной личностью и отвоевывать свое место в социальной ячейке общества. Тяжело переносят замечания и критику взрослых, особенно в присутствии одноклассников или друзей.

Зная характеристики этапов развития человека, мы можем предположить, что происходит с ребенком, и выявить причину низкой мотивации.

Рассмотрим несколько вариантов трудностей.

  1. Сложности в эмоционально-волевой сфере и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности. Ученики сталкиваются со сложным школьным материалом и часто испытывают затруднения в его освоении. Также многим школьникам тяжело выполнять требования учителя и соблюдать школьные правила. Появляется желание остаться дома, продолжать играть и следовать своему желанию, а не требованиям педагогов в школе.
  1. Трудности коммуникативной сферы, замкнутость, необщительность. Таким ученикам сложно заводить новые знакомства, общаться с одноклассниками.
  1. Нерешенные проблемы логопедического характера в дошкольном возрасте. Часто родители не до конца понимают функции логопеда в детском саду. Им кажется, что если у ребенка нет речевых проблем и все звуки четко произносятся, то переживать не о чем. Однако это не так. Именно в дошкольном периоде закладывается будущая успешность в освоении русского языка и литературы. Если у дошкольника плохо сформированы фонематический слух и восприятие, если есть графические трудности, путаница лево/право, сложности передачи точного образа изображения, то в начальной школе мы будем наблюдать «нелюбовь» к правописанию и русскому языку. Буквы при письме будут зеркальными, парные согласные и гласные буквы будут путаться, а предложения начинаться с маленькой буквы без красной строки. Может появиться дисграфия, что, в свою очередь, тоже повлияет на мотивацию к обучению.
  1. Отношение учителей и родителей к обучению. Авторитарный подход и постоянный акцент на успехе могут вызвать отрицательное отношение к школе. Школьники должны увидеть ценность учебы и захотеть достичь успеха самостоятельно.

Зная о трудностях, можно понять причину поведения ребенка, мотивы его поступков и отсутствие мотивации к обучению.

Что же делать с этим знанием?

В нашей школе образовательный процесс сопровождают педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи. Записывайтесь и приходите на прием!